Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Страница учителя -дефектолога

Дата: 12 мая 2016 в 16:55, Обновлено 6 сентября в 09:33
Автор: Пищик А. А.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ТРУДНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ТРУДНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?

Когда ребенок приходит в школу, очень важно, чтобы он был внимательным, усидчивым, имел хорошую память, мог грамматически правильно выражать свои мысли.

Речевые нарушения, как правило, возникают вследствие определенных причин: токсикоз при беременности, недоношенность, родовые травмы, асфиксии, болезни ребенка в первые годы жизни довольно часто вызывают у него минимальные органические повреждения головного мозга, следствием чего наблюдаются различные нарушения внимания, памяти, моторики и речи.

Можно сказать, что нарушения речи является одним из многочисленных признаков нарушений общего развития ребенка. И поэтому проводить коррекцию речи необходимо совместно с коррекцией других психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления.

Речь успешно формируется благодаря развитию внимания. Если не будет достаточного внимания – ребенок не сможет увидеть развития между звуками, между артикуляцией, между разными грамматическими формами. При недоразвитии памяти ребенку трудно воспроизвести ряд звуков и слогов в слове, в результате чего произношение слова искажается. Если будут отмечаться трудности в развитии основных мыслительных операций, ребенок не сможет понять многие грамматические значения и, естественно, в своей речи их не сможет использовать.

При составлении связного высказывания у таких детей будут отмечаться трудности в передаче основной последовательности событий исходя из логики сюжета. В свою очередь, благодаря речи все высшие психические функции усложняются и перестраиваются: так с участием речи развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление, необходимые для обучения в школе.

Современные исследования показывают, что практически у всех детей с нарушениями речи могут наблюдаться те или иные нарушения высших психических функций.

Имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов. Особенно страдает вербальная память (память на слова, фразы и тексты). При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче.

Трудности в подборе слов  вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка.

В ряде проблем у детей, таких как реакция на речевую недостаточность, у таких детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. Речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции.

Импульсивность, утомляемость, хаотичность в деятельности приводят к тому, что детям легче выполнить задание, если оно дано в наглядном,  а не в речевом плане.

У детей отмечается психофизиологическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность.

Дети долго не включаются в выполнение заданий, поверхностно оценивают проблемную ситуацию.

В таких ситуациях хотелось бы порекомендовать родителям детей с нарушениями речи помимо коррекции речевого дефекта не упускать из своего внимания совместную с ребенком работу над познавательными функциями – вниманием, восприятием, памятью и мышлением, иначе исправление речи будет не эффективно.

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИГРАЯ»

  (ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА)


Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развития его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает свое отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи.

Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт вашему ребенку пользу, а вам радость от общения с ним.

ПО ДОРОГЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА
(В ДЕТСКИЙ САД)

«Я ЗАМЕТИЛ»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«УГОЩАЮ»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

«ОТГАДАЙ, КТО ЭТО»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ЕГО ЧАСТЯМ»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.